Время в пути сократится, а поездки станут удобнее — так изменится Москва с новыми линиями метро и городских поездов к 2030 году. Вместо нескольких пересадок — прямые и удобные маршруты. «Компас» разобрался в будущем транспорта и подготовил интерактивную карту, которая покажет, как улучшится доступность каждого района.
К 2030 году население Москвы вырастет до 14 миллионов, а вместе с Подмосковьем — до 23 миллионов. Чтобы город не встал в пробках, нужно развивать общественный транспорт. Если планы строительства метро реализуются, новые линии метро напрямую соединят районы и ещё сильнее разгрузят центральные станции. Больше маршрутов, меньше суеты — развитие транспорта сделает ежедневные поездки миллионов людей быстрее и проще.
Кажется, что транспортная сеть Москвы уже достаточно обширная, но нет предела совершенству. По планам, до 2030 года число маршрутов речного транспорта увеличится с двух до семи, а число поездок на велосипедах и самокатах удвоится и достигнет 750 тысяч в сутки. Впрочем, самые масштабные изменения произойдут в рельсовом транспорте — метро, МЦД и трамваях.
К 2030 году в Москве появятся две новые линии метро — Рублёво-Архангельская и Бирюлёвская, а также будет продлена Троицкая линия, семь станций которой открылись в 2024-м. Всего за этот период построят более 30 станций. К концу десятилетия число станций метро в столице превысит 300.
Мало что изменило Москву сильнее, чем открытие МЦК в 2016 году. Новая кольцевая линия, построенная на основе существующей инфраструктуры для перевозки грузов, связала удалённые районы, снизила нагрузку на метро и пригородные электрички, а также сократила время в пути.
Уже через год после открытия МЦК стало частью повседневной жизни москвичей. По данным опроса ВШЭ, в 2017 году 49% горожан совмещали поездки на МЦК с одной пересадкой на метро, а 27% пользовались только новой линией. Некоторые пассажиры даже использовали кольцо для экскурсий и знакомства с неизвестными им районами столицы.
«Маршруты метро и городской электрички не пересекаются с улично-дорожной сетью, что делает их менее подверженными временным задержкам, — объясняет академический руководитель программы „Экономика и инженерия транспортных систем“ НИУ ВШЭ Андрей Борисов. — Другое важное преимущество рельсового транспорта — его провозная способность. Один состав метро из восьми вагонов заменяет более десяти автобусов. Кроме того, средняя скорость поездки на метро составляет 40–45 км/ч, что почти в два раза превышает показатели наземного транспорта, особенно с учётом пробок. Совокупность этих факторов делает рельсовый транспорт привлекательным для города».
В ближайшие пять лет в Троицке появится Троицкая линия, а Восточное и Западное Бирюлёво свяжет Бирюлёвская линия. Кроме того, Строгино, Архангельское и Хорошёво-Мнёвники подключат к Рублёво-Архангельской линии, появятся новые станции на Кольцевой линии, в Гольяново и других районах.
Сейчас жителям Восточного и Западного Бирюлёва приходится нелегко: ближайшие станции — на Замоскворецкой и Серпуховской линиях, а также D2, но добираться до них неудобно из-за железной дороги и Бирюлёвского лесопарка. После открытия новой линии эти районы окажутся в пешей доступности от метро.
По планам авторов транспортной стратегии Москвы, к 2030 году около миллиона пассажиров будут ежедневно экономить 10–30 минут на поездках, сокращая время в пути на 30%. Кроме того, в столице построят более 10 км новых трамвайных линий, а в часы пик средняя скорость трамваев с учётом остановок вырастет с 14 км/ч до 18 км/ч за счет благоустройства путей и платформ.
«Сейчас в Москве активно модернизируют трамвайную сеть, чтобы минимизировать пересечения с автомобильным движением, сделать саму поездку комфортнее, — напоминает Андрей Борисов. — На многих участках трамваи пересекаются с транспортными потоками только на перекрёстках, а в остальном трамваи движутся обособленно от проезжей части. Как пример, в районе ВДНХ трамвай едет по газону, что не только функционально, но и эстетично, а на Чистых прудах пути от проезжей части отделили бортовым камнем. Есть и более сложные решения — тоннели, как на Волоколамке, или путепроводы, как на Варшавском шоссе. Такие меры увеличивают скорость и надежность трамвайного сообщения, делая его важным межрайонным транспортом, дополняющим метро».
Развитие городского транспорта помогает решить несколько важных задач. Во-первых, оно снижает вредные выбросы, которые влияют на климат и здоровье людей. С 2010 по 2020 год в Москве благодаря реализованным проектам выбросы от транспорта снизились вдвое, а качество воздуха рядом с крупными магистралями улучшилось более чем в три раза.
Во-вторых, общественный транспорт сокращает пробки. Новые маршруты и станции делают город более доступным и удобным для жизни.
По подсчетам «Компаса», к 2030 году количество районов Москвы без станций метро уменьшится в 2,4 раза по сравнению с 2015 годом. Если тогда без метро оставались 42% районов, то через шесть лет их будет всего 18%.
Развитие транспортной сети в Москве связано с переходом к более сложной и связной структуре, направленной на снижение средней длины поездок. Москва уже не моноцентричный город: в центр большинство людей ездят в основном для пересадок, а не для работы. При этом в городе появляются новые точки деловой активности — например, на юго-западе или северо-западе. Полицентричность становится «фишкой» Москвы.
Чтобы изучить изменения в покрытии метро, с помощью технологий 2ГИС мы рассчитали изохроны — зоны пешей доступности до станций — в 2015–2030 годах. Посмотрите, как новые линии и станции сокращают время в пути.
Развитие транспортной сети меняет не только скорость передвижения, но и стоимость жилья. Каждый новый маршрут городского транспорта в микрорайоне увеличивает стоимость квартиры на 1%, подсчитали исследователи ВШЭ. А вот дополнительное время в пути до центра города, наоборот, снижает цену: лишние десять минут поездки удешевляют недвижимость на 5%.
— Данные — это ключ к пониманию города. Они помогают увидеть скрытые закономерности, прогнозировать изменения и находить решения. Работая над 2ГИС Компасом, мы объединяем данные, карты и аналитику, чтобы показать, как развиваются города.
К примеру, визуализации в этом материале мы создали с помощью инструментов 2ГИС. Isochrone API показывает на карте, куда можно добраться от заданной точки за определённое время пешком, на машине или велосипеде. Можно обойтись вообще без кода, если воспользоваться 2ГИС Про — удобным инструментом геоаналитики, с которым можно принимать взвешенные бизнес-решения.
Мы стремимся делать данные понятнее и помогаем бизнесу решать важные задачи: от анализа транспортной доступности до исследования перспектив развития районов. Например, рассматривая концепцию 15-минутных районов, можно увидеть перспективы для розничных точек и сервисов, а информация об интенсивности движения позволяет лучше планировать логистику.
Современные геотехнологии и продукты радикально меняют представление о городах и открывают новые возможности для бизнеса. Мы рассказываем о них в телеграм-канале 2ГИС Платформы — подпишитесь, чтобы быть в курсе.